Кинозал МАЛЫШКА

Девчонкам и мальчишкам

Сверстники 4-6 лет: какие они?

Чем характеризуется этот возрастной период? Прежде всего дети постоянно взаимодействуют друг с другом. Ребенок как партнер по общению становится намного притягательнее, нежели взрослый. Однако совместные действия протекают еще более бурно. Их основная характеристика – острейший эмоциональный накал. Споры, взрывы радости, моторная подвижность, стремление навязать свою волю, управлять действиями другого и даже учить и наставлять. Значительно больше негативных явлений, нежели взаимопонимания.

Но попробуйте развести детей в разные стороны, попробуйте воспрепятствовать им! Ответная реакция – глубокое огорчение, стремление любым путем продолжать игру. И тем не менее взрослый по-прежнему имеет исключительное значение для ребенка: ведь для разрешения своих споров им прежде всего обращается именно к нему.

Между тем многие воспитатели к жалобам относятся отрицательно. Но рассмотрим это явление с точки зрения общения. И тогда выясняется, что некоторые сообщения вовсе не требуют участия взрослого. Ребенок прибегает к его помощи только для того, чтобы вступить с ним в контакт. Поэтому подобные обращения педагог внимательно выслушивает и ни в коем случае не пресекает.

Контакты в этот возрастной период полностью определяются тем, чем именно заняты дошкольники: играют ли, строят, лепят или конструируют. Общение по-прежнему еще не существует в чистом виде, оно вплетено в разные виды совместной деятельности.

Каждый вид взаимодействия имеет особое значение для развития общения между дошкольниками, и поэтому его следует правильно организовывать. Более всего ребенка привлекает сюжетно-ролевая игра, в ходе которой он не только творчески развивает свою роль, но прежде всего развивается сам. Играющие так располагаются друг к другу, что охотно общаются и в обстановке вне игры.

В сюжетно-ролевой игре всегда есть место для реального общения, т. е. можно рассказать о себе, о своих близких, о том, что видел, знаешь. Сюжетно-ролевая игра учит внимательно относиться к партнеру: ведь по ходу действия к нему следует обращаться с вопросами, реагировать на его действия. Так постепенно устанавливаются нормы, правила и опыт человеческих взаимоотношений. Однако, чтобы научиться понимать других, одной только игровой роли недостаточно.

Вот пятилетняя Оля жалеет свою заболевшую «маму». «Мамочка, моя добренькая, моя бедненькая, давай я тебя полечу», — говорит она подружке. А через некоторое время мы услышали от Олиной мамы: «Что делать, меня огорчает, что дочка не замечает, как я устаю на работе, как мне тяжело. Недавно у меня была высокая температура, и меня поразило: Оля, посочувствовала, тут же упорхнула во двор, где ее ждали подружки». Огорчения мамы вполне понятны, но и она должна понять: в этом возрасте ребенок не может в полной мере осознать трудности старших и правильно себя повести.

Познать свои возможности помогут игры с элементами конкуренции, в ходе которых дети соревнуются в ловкости, меткости, сообразительности, имеют возможность оценить себя и партнера, сравниться с ним и таким образом узнать о себе как можно больше. Занятые игрой, они прежде всего заняты собой. Им важно победить, не отстать, быть смелым, умелым, успешным. И потому ничего не стоит незаслуженно обидеть другого, не заметить его хорошего результата, да и вообще им не интересоваться.

Сверстники 4-6 лет: какие они?Но не будем спешить с выводом, так как в сложных условиях конкуренции кроются возможности для развития правильного представления о себе, и о товарище: ведь каждый дошкольник стремится получить высокую оценку своих действий. Это стремление гораздо сильнее интереса к самой игре. Поэтому в случае неудачи играющему легче добровольно выбыть из игры, чем согласиться признать себя побежденным. Как это ни парадоксально, но естественная потребность в высокой оценке близких говорит о правильном развитии личности. Заметим: к старшему дошкольному возрасту дети уже способны более правильно относиться к себе, к собственным действиям.

Какова же позиция воспитателя? Его задача – вызывать доброжелательное отношение и к победившим, и к проигравшим. В этом плане полезны соревнования, участники которых равны по своим возможностям. В таких игровых объединениях находят место и взаимопомощь, и сопереживание, т. е. те личностные качества, которые необходимы для общения с окружающими.

В детском саду детям часто читают книги или организуют просмотр диафильмов. Это один из важных видов совместного взаимодействия. Как ведут себя ребята? Четырехлетние малыши воспринимают чтение как общение только в свой адрес. Они стремятся подсесть поближе к воспитателю, в самый напряженный момент повествования не спускают с него глаз. Партнер по играм в это время нисколько их не интересует.
К 5-6 годам ситуация резко меняется. Теперь уже ребенок переглядывается с товарищами, пытаясь разделить с ними впечатления, ему интересна противоположная реакция другого. И хотя прямой контакт в это время отсутствует, в последующем можно услышать множество разговоров о прочитанном. Совместное восприятие усиливает впечатление, создает возможность особых доверительных отношений, формирует групповое внимание, без которого невозможно обучение в школе.

Большое значение в детских контактах имеют беседы на личностные темы, т. е. когда ребята ведут диалог о себе, о своих близких, о прочитанных им книгах по собственному желанию. Вызвать беседу такого рода непросто. На предложение обсудить какую-либо книгу дети, как правило, проявляют явное замешательство; они просто не понимают, что нужно делать. Зато в спонтанной деятельности непринужденные беседы возникают часто, что свидетельствует о возникшем личностном общении.

Чем старше становятся ребята, тем большее место в их контактах занимают именно личностные, а не предметные взаимодействия. Теперь их объединяют совместные впечатления, которые ведут к сопереживанию, эмоциональной согласованности с партнером. Разговор разрушается, если партнер не слушает, перебивает, вскакивает с места, тянется к предметам. У старших дошкольников умение вести беседы следует формировать.

Воспитатель может посадить детей близко к себе и предложить вспомнить, что они делали в воскресенье, где были, что видели, что им вчера приснилось и т.д.

Совместная практическая деятельность на занятиях по лепке, рисованию, аппликации, конструированию еще одна форма, обучающая общению. В ходе предметной деятельности дети проявляют друг к другу такой же интерес, как и в игре. Этому способствуют и сами условия: партнеры сидят рядом и хорошо видят друг друга. Именно во время таких занятий дошкольники склонны к так называемым «отвлечениям», к разговорам о себе и других, о том, что знают о животных, растениях, людях. И пусть педагога не волнуют посторонние разговоры. Это еще одно свидетельство личностных контактов: ведь в ходе совместного действия дети договариваются, проявляют внимание, наблюдают за товарищем. Сотрудничество позволяет встать на точку зрения другого, посчитаться с его интересами, скоординировать с ним свои действия. Дошкольник, не нашедший контакта со своими ровесниками, оказывается обделенным многим.


Чтобы не забыть вернуться, можно добавить ссылку на страницу
"Сверстники 4-6 лет: какие они?" в любимый сервис:

Имя: (Обязательно)

eMail: (Обязательно, не публикуется)

Отзыв: