Кинозал МАЛЫШКА

Девчонкам и мальчишкам

Что может дать дошкольнику разновозрастное общение?

Контакты с ровесниками – младшими и старшими по возрасту ребятами – дают возможность приобрести опыт общения. Попеременно выполняемые роли определяют усвоение правил поведения с товарищами.

Перед ребенком очень рано встает задача определить свое место и положение среди других детей. На вопрос педагога: «Как ты думаешь, кто из вас старше (младше)?» — всегда дается правильный ответ
Однако дошкольники не всегда учитывают возраст партнера в своих реальных контактах. Дети разного возраста порой ведут себя сходно: с удовольствием кричат, прыгают, подражают друг другу, особенно если они предоставлены сами себе.

Роль взрослого сводится к развитию у каждого дошкольника тех качеств, которые более всего свойственны его возрасту.

Осознание своего старшинства – вот достижение разновозрастного общения. Поведение старшего приобретает множество оттенков, когда он играет с малышами. Он может быть внимательным, доброжелательным, ласковым, а может безапелляционно командовать, управлять действиями младшего товарища, не считаться с его желаниями, поручать самые неинтересные роли, а иногда отнимать игрушки, обижать.

Педагог должен уметь разобраться в причинах поведения таких школьников. Чаще всего это бывает, когда ребенок оказывается вытесненным из игрового взаимодействия сверстников. Не умея утверждаться в среде равных, он стремится достичь успеха среди младших детей.

Если же старший дошкольник предпочитает только общество маленьких, его поведение заслуживает особого внимания. Следует установить, как развито у него общение со взрослыми, правильно ли он развивается психически.

Что может дать дошкольнику разновозрастное общение?Любопытно и положение младших детей в группе. Они с удовольствием играют со старшими ребятами, прислушиваются к их советам, наблюдают за их действиями. Старшие охотно берут на себя главенствующую роль – учат, опекают, заботятся.

Но эти доверительные отношения исчезают в контактах с ребятами среднего дошкольного возраста. Характерное поведение – ссоры из-за игрушек, из-за привлекательной роли. Иными словами, их взаимодействия напоминают отношения с ровесниками.

Ребенок среднего дошкольного возраста находится в разновозрастной группе в самом трудном положении. Старшие ребята с ним контактируют, а младшие ждут помощи и поддержки. Такую роль в 5 лет не так просто выполнить. Занимая промежуточное положение, они ведут себя попеременно, то в соответствии со своим возрастом, то ничем не отличаются от малышей или же, напротив, от самых старших. Вот почему перед воспитателем стоит задача – систематически руководить их деятельностью.

В разновозрастном общении между детьми гораздо раньше (уже к 5 годам) возникают личностные контакты. Кроме того, разновозрастные контакты позволяют очень рано выявить и индивидуальные особенности в общении каждого ребенка.

Вот, например, как меняется поведение пятилетней Олеси в зависимости от того, с кем она контактирует. С младшими она ведет себя авторитарно: командует, приказывает, но и с удовольствием балуется с ними. В контактах со сверстниками хвастается, кричит, не хочет уступить, откровенно мешает. Зато со старшим партнером свою решительность теряет: стремится ему подражать, просит помощи, хотя и спорит, но к совместному согласию все же приходит.

Чтобы исправить все эти недостатки, требуется вмешательство взрослого. У Олеси необходимо развивать личностное общение с малышами, поручать ей помогать им, наблюдать за ними. Агрессивность и обидчивость – это тоже признаки отсутствия еще настоящего интереса к личности другого ребенка. Его нужно развивать. Олесе полезны контакты со старшими детьми: в них она лучше владеет собой.
Поэтому первоочередная задача воспитателя – правильно определять и развивать контакты с окружающими соответственно возрасту и индивидуальным возможностям каждого ребенка.


Чтобы не забыть вернуться, можно добавить ссылку на страницу
"Что может дать дошкольнику разновозрастное общение?" в любимый сервис:

Имя: (Обязательно)

eMail: (Обязательно, не публикуется)

Отзыв: