Кинозал МАЛЫШКА

Девчонкам и мальчишкам

Групповые игры со смешанным составом детей

Кроме работы с каждой возрастной подгруппой детей, воспитатель с самого начала года организует групповые игры со смешанным составом детей и сам участвует в них.

Первоначально в таких играх целесообразно развертывать сюжет, включающий 2-3 условных действия с предметом (сюжетной игрушкой, предметом-заместителем или воображаемым предметом). Воспитатель сам осуществляет эти действия, а вслед за ним – и участвующие в игре дети. Например, можно предложить детям: «Это автобус (ставится в ряд несколько стульчиков). Я поеду в лес. Кто хочет со мной? Садитесь в автобус. Едем далеко-далеко. Остановились. Идем в лес. Будем цветы собирать. (Воспитатель «срывает» воображаемый цветок и нюхает его.) И вы собираете цветы». И т. д. В процессе таких игр ребята постепенно накапливают игровой опыт.

По мере овладения детьми игровыми умениями воспитатель развертывает более сложную групповую игру: объединяет детей в общем сюжете, но осуществляет дифференцированные воздействия, втягивая старших детей в ролевое взаимодействие, а у младших вызывая условные игровые действия.

К примеру, воспитатель привлекает к игре ребенка четвертого года жизни: «Коля, давай вместе играть. Здесь у нас будет автобус. А вот руль. Ты будешь шофер. А я пассажир». К игре привлекаются малыши третьего года жизни: «Петя, Маша, Вова, идите сюда. Здесь у нас автобус. Хотите с нами в город поехать? Садитесь. Шофер, все пассажиры уже на местах. Поехали!» Пока «шофер» осуществляет соответствующие игровые действия (рулит, гудит и т. п.), воспитатель-«пассажир» развертывает с ним короткий ролевой диалог (долго ли ехать, будет ли остановка и т. п.). Затем взрослый предлагает: «Давайте мы уже приехали в город. Наверное, шофер будет проверять мотор, а мы пока погуляем, покатаемся на карусели. Давайте устроим карусель. Надо взяться за руки и кружиться. А вот мороженое (брусочек или цилиндр из строительного набора.) Буду его есть – какое вкусное! Хотите? Вот еще мороженое. А теперь пора ехать домой. Шофер, автобус готов? Пассажиры уже вернулись». И т. д.
Таким образом в общей игре воспитатель активизирует ролевые действия старшего ребенка и элементарные условные действия малышей. Руководствуясь этим принципом, можно развернуть сюжеты с самой разнообразной тематикой.

Активизация самостоятельной игры детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Детям младшего дошкольного возраста еще трудно самостоятельно организовать обстановку для игры. Поэтому в игровом уголке для них целесообразно создать несколько стабильных игровых ситуаций, используя детскую и крупную кукольную мебель, невысокие ширмы, игрушки больших размеров. Для развертывания сюжетов с семейно-бытовой тематикой необходимо выделить место для «кормления» кукол (стол со стульями, посудный шкафчик), рядом расположить большую плиту, где малыши смогут «варить обед», неподалеку поставить пару кукольных кроватей. Невысокой ширмой можно отделить «врачебный кабинет» (стол со стулом и кукольная кушетка).

Групповые игры со смешанным составом детейПредметная обстановка для ролевых игр с разнообразной тематикой, которая осваивается детьми постепенно, может быть более гибкой и организовываться воспитателем вместе с детьми (а в дальнейшем самими детьми) непосредственно перед игрой. Для этого целесообразно иметь пару складных рам, которыми легко обозначить контуры «автобуса», «парохода», «самолета» (в зависимости от желаний детей), пару переносных штурвалов на подставке, пару игрушечных рулей, несколько низеньких ширм.

Воспитатель, выясняя замыслы детей, помогает им обозначить предметную ситуацию для той или иной игры (сделать «пароход», прилавок для «магазина» и т. п.). Остальные игрушки и ролевые атрибуты дети могут подобрать сами (игрушки должны находится в доступном месте).

Кроме разнообразных сюжетных игрушек (кукол, наборов для игры в больницу, магазин, парикмахерскую и т. п.), лаконичных ролевых атрибутов, необходимы различные предметы-заместители, которыми восполняются недостающие сюжетные игрушки. Неисчерпаемым источником заместителей для детей являются детали строительных наборов (разной величины), мячики разных цветов и размеров, брусочки, веревочки, палочки.

Проверить продвижение детей в освоении игровых умений воспитатель может, наблюдая за их самостоятельной деятельностью. Если дети третьего года жизни в самостоятельной игре развертывают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника, можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.

Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей четвертого года жизни являются развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий, направленных на кукольных персонажей; парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее обозначение игровых ролей и короткий диалог.

Воспитатель должен иметь в виду, что в связи с возрастными особенностями психики дети третьего и четвертого года жизни еще не способны к длительному сосредоточению, для них характерно стремление к двигательной активности. Поэтому постоянное перемещение детей по групповой комнате, смена занятий при кратковременном сосредоточении на сюжетной игре – нормальная картина в период самостоятельной деятельности.

Кратковременными являются и эпизоды взаимодействия ребенка со сверстниками: он часто переходит от совместной игры к индивидуальным действиям, вновь возвращается к партнеру или подключается к игре другого ребенка. Эти моменты нужно учитывать, чтобы избежать чрезмерной «заорганизованности» детей во время, отведенное для свободной самостоятельной деятельности.

Необходимо также учитывать, что в реальном педагогическом процессе формирующие воздействия и самостоятельная игра детей не разнесены во времени: воспитатель на протяжении всего года играет вместе с детьми и постоянно создает условия для их самостоятельной игры. Ежедневно педагог проводит совместную игру с 1-2 детьми (или 1-2 парами) третьего года жизни, совместную игру с 1-2 детьми (или 1-2 парами) четвертого года жизни, групповую игру с одновозрастным или смешанным составом детей (игра воспитателя с 1-2 детьми или подгруппой должна занимать не более 7-10 минут). Педагог по своему усмотрению распределяет эту нагрузку на весь день, используя все периоды времени, отведенные режимом для игры и свободных занятий детей.

По полугодиям работа с детьми распределяется примерно следующим образом:

I полугодие:

— формировать у детей третьего года жизни условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарное игровое взаимодействие со сверстником (игра взрослого на глазах у детей с вовлечением в нее 1-2 детей);

— формировать у детей четвертого года жизни умения принимать игровую роль и осуществлять специфические для нее предметно-игровые действия (игра взрослого с 1-2 детьми с использованием парных взаимодополнительных ролей);

— организовывать групповые игры со смешанным составом детей, требующие от всех участников однотипных предметно-игровых действий.

II полугодие:

— формировать у детей третьего года жизни цепочки игровых действий (совместная игра взрослого с 1-2 детьми с использованием двухфазных сюжетов);

— формировать у детей четвертого года жизни умения вступать в парное ролевое взаимодействие со сверстником, развертывать краткий ролевой диалог (игра взрослого с парами детей с использованием «телефонных разговоров», игра с небольшими подгруппами по мотивам простых сказок);

— организовывать групповые игры со смешанным составом детей, привлекая старших к ролевому взаимодействию, младших – к осуществлению цепочки условных предметных действий.

По материалам: Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы).
Авторы: Буре Роза Семеновна, Михайленко Нинель Яковлевна, Котырло Вера Кондратьевна


Чтобы не забыть вернуться, можно добавить ссылку на страницу
"Групповые игры со смешанным составом детей" в любимый сервис:

Имя: (Обязательно)

eMail: (Обязательно, не публикуется)

Отзыв: