Кинозал МАЛЫШКА

Девчонкам и мальчишкам

Психология межвозрастного общения дошкольников. Начало.

Проблема общения детей разного возраста давно привлекает внимание психологов и педагогов. Свидетельство тому — опыт выдающихся педагогов: Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко. Психолого-педагогическая литература и практика воспитания подтверждают: даже старшие дошкольники в обычных детских садах не умеют общаться с младшими. Причина? Своеобразная замкнутость каждой возрастной группы. И в этом плане, как показывают многие исследования, благоприятные условия для контактов существуют в малокомплектных детских садах. Но так считают исследователи. Каково же мнение воспитателей? Здесь нет единства. Выделяются две точки зрения и соответственно два подхода.

Первая точка зрения. Признается необходимость разновозрастных контактов, их польза для развития личности как старших, так и младших детей. Именно в этом случае разновозрастная группа формируется по образцу большой дружной семьи, где налицо ответственность и инициативность старших и все возрастающая самостоятельность младших.

Вторая точка зрения. Акцентируется внимание на специфических трудностях и проблемах. Во-первых, они связаны с организацией занятий. В одновозрастной группе детского сада воспитатель, подготавливаясь к занятиям, опирается на программное содержание, которое рассчитано на определенный возраст. В разновозрастной группе он совмещает требования программы по двум, а то и более возрастам. И это, естественно, требует от педагога дополнительных усилий.

В ходе занятий он должен своеобразно состыковать различное программное содержание и материал соответствующим возможностям детей, быстро переключить свое внимание от одной возрастной подгруппы к другой. Разумеется, в этом плане работа усложняется. Однако опытные воспитатели ищут и находят общие точки пересечения заданий, с помощью которых легче объединить группу в единый коллектив.
Во-вторых, разница в возрасте вызывает конфликты. Вполне понятно желание тех родителей, кто ратует за максимальное разделение детей.

Названные трудности испытывают в основном недостаточно опытные воспитатели. Не владея в совершенстве навыками организации детей или не уделяя внимания налаживанию отношений, они зачастую пытаются воздействовать на каждую возрастную подгруппу. И получается, что дети отдаляются друг от друга и как результат усложняется воспитательная работа, не создаются те удивительные отношения, которые рождают дружбу старших и младших.

Итак, два мнения на проблему совместного воспитания детей разного возраста. Что же лежит в их основе? Оказывается, разная глубина понимания роли взрослого в формировании личности ребенка, его гуманистической или эгоистической направленности.

Одно дело, если воспитатель, хорошо представляя отношения между детьми разного возраста, понимает, что вся психологическая атмосфера в группе зависит от него самого, от его систематических и упорных усилий.

Другое, если он надеется, что отношения между детьми будут складываться сами собою в результате их совместного пребывания в одной группе, а его задача – только создавать условия для их проявления, нейтрализовывать отклонения.

Именно при такой пассивной позиции педагога типичны его жалобы на то, что «дети не хотят играть вместе», «постоянно ссорятся», «ябедничают друг на друга». В этих случаях воспитатель нередко старается просто максимально разъединять детей и на занятиях, и в играх, и в труде. Он упускает из виду то важное обстоятельство, что его разновозрастная группа перестает быть единым коллективом, а превращается лишь во внешнее объединение. Тем самым теряется фактор полноценного формирования личности – коллективность, взаимная ответственность, взаимные притяжения детей.
Перед педагогом разновозрастной группы с первых же дней стоит трудная задача: построить гуманные отношения между воспитанниками. От успешности ее решения зависит эффективность всей работы, в том числе и результаты обучения, так как взаимная симпатия, доброжелательности, желание помочь друг другу, брать пример с более умелого и т. п. создают дополнительные условия для успешного овладения новыми знаниями, навыками, для формирования полезных привычек. Так, подражая старшему, младший учится выполнять все задания старательно, преодолевать трудности.
Основа построения гуманных отношений между детьми – совместная деятельность. Именно в деятельности взаимоотношения формируются, проявляются, развиваются, обогащаясь новым содержанием. Отсюда и специфическая педагогическая задача – организовать совместную деятельность детей разного возраста, заранее выделить в ее ходе для старших одни стороны, соответствующие их уровню развития, характерным предпочтениям, для младших – другие, сообразно их интересам и возможностям.

Психология межвозрастного общения дошкольников. Начало.Например, в ходе игры «На корабле» шестилетнего ребенка привлекает заманчивая перспектива исполнить роль капитана или штурмана, а трехлетнего – само участие в игре со старшим. Интерес последнего обусловливается в значительной степени внешними атрибутами игры: возможностью покрутить руль, погудеть, т. е. предметными игровыми действиями.
Весьма значительный момент в организации взаимодействия детей – правильный выбор деятельности. В этом плане наиболее удобны режимные моменты, как, например, хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание: старшие дети имеют возможность наглядно демонстрировать положительный пример. Ведь поддержка, заботливая помощь со стороны старшего помогают младшему правильно выполнять действия, воспринимать их быстро и прочно. Разумеется, воспитатель тактично руководит детьми. На первых порах он выступает как бы в роли посредника: объясняет, подсказывает детям ответные действия, предвосхищает возможные недоразумения, назревающие конфликты.

Представим такую информацию: Машенька (ей 3 года), размахивая палочкой, прохаживается по комнате. Подходит к Свете и Юре (им по 5 лет). Дети играют в «парикмахерскую». Девочка с интересом наблюдает за происходящим, затем проводит палочкой по голове Юры. Мальчик вскакивает, готовый к отпору. И если воспитатель в этой обстановке не посторонний наблюдатель, конфликт будет предупрежден. «Юра, — замечает он, — ты извини Машеньку: она, наверное, хотела тебя причесать. Правда, Маша? Кстати, а может, Машенька, ты станешь учеником парикмахеров? Будешь выполнять несложные работы. Света! Что ей можно поручить?» «О! – слышится в ответ. – Она будет расчески и ножницы раскладывать, полотенца раздавать». За это время и Юра забывает свою обиду. «Давай, Маша, — включается в разговор мальчик, — ты будешь подметать».

Так, шаг за шагом, на занятиях, в ходе игр, разрешая разнообразные ситуации, возникающие в процессе общения, педагог старается вызывать у детей взаимный интерес друг к другу, готовность к доверительным контактам, невзирая на различия в возрасте. Через некоторое время в результате такой работы отпадает необходимость его постоянного посредничества в контактах детей, в том числе и в конфликтных ситуациях. Дети научаются сами регулировать свои отношения на основе освоенных на практике норм поведения. Старшие, постепенно принимая на себя часть функций, ранее осуществляемых воспитателем, становятся примером для младших, которые в свою очередь делают все, чтобы заслужить расположение, доверие и дружбу своих старших товарищей. Подтверждение тому – практика воспитания. Сошлемся на опыт Н. М. Катрюк (село Великая Кисница Винницкой области).

Воспитатель активно поддерживает плодотворный процесс совместной деятельности. Воспитанники – и старшие и младшие дети – находятся в деловом, но не навязчивом контакте, удовлетворяющем и тех и других. От простого проявления помощи старшие ребята постепенно переходят к обучающей, воспитывающей форме, выступая носителями полезного опыта, норм поведения. Примечательно: в этом взаимодействии положительные навыки получают не только младшие ребята, но и старшие (закрепляются умения, знания; формируется нравственная, моральная сторона личности).

Вот почему работа воспитателя в группах, объединяющих детей разного возраста, требует учета многих нюансов в отношениях между дошкольниками. В противном случае при формальном подходе их взаимодействие действительно может таить в себе определенную опасность.

Представим себе несколько вызывающих тревогу ситуаций из жизни детей в разновозрастной группе.

Ситуация первая. Играют двое. Старший ребенок завладевает лучшими игрушками, интересными ролями и по ходу действия нередко командует партнером. Малыш вначале спокоен, но всякому терпению приходит конец. Его не устраивает пассивная роль безропотного исполнителя. Возникает конфликт, вспыхивает обида, учащаются обращения к воспитателю, особенно в тех случаях, когда старший силой усмиряет строптивого. Характеристика отношений: взаимная неприязнь, постоянные жалобы друг на друга.

Ситуация вторая. Внешняя картина жизни кажется вполне благополучной: старшие и младшие мирно играют, криков и жалоб не слышно. Однако присмотримся внимательнее: старший умело манипулирует младшим как объектом своих игровых действий; малыш же послушно подчиняется, не помышляя о каком-либо проявлении самостоятельности, инициативы. Итак, вседозволенность, властность, с одной стороны, заискивание – с другой, — опасные последствия подобного общения, его прямой результат.

Ситуация третья. Старший помогает младшему, но безо всякого желания, он как бы отбывает повинность (опасаясь порицания либо ожидая похвалы, поощрения со стороны воспитателя). Младший же принимает эту бездушную помощь как должное, проявляя безразличие к формальному помощнику.

Как же обеспечить успешное общение детей? Остановимся на этом подробнее в следующей статье


Чтобы не забыть вернуться, можно добавить ссылку на страницу
"Психология межвозрастного общения дошкольников. Начало." в любимый сервис:

Имя: (Обязательно)

eMail: (Обязательно, не публикуется)

Отзыв: