Кинозал МАЛЫШКА

Девчонкам и мальчишкам

Как развивается общение детей от 2 до 4 лет

Возраст 3 года знаменует собой переход от раннего к дошкольному возрасту. Считают, что это отправная точка, с которой начинается общение детей. Точные сроки установить трудно, но уже с 2 лет (на протяжении третьего года жизни) многие дети постоянно вовлекаются в активное взаимодействие с ровесниками.

К 3 годам у ребенка имеются все необходимые признаки общения со сверстниками. Это прежде всего инициативные действия, направленные на своего партнера, ответ на его аналогичные действия, обмен выразительными знаками, экспрессией, стремление показать себя, привлечь внимание, а также самому оценить товарища.

Внешняя сторона такого общения впечатляет. Предоставленные самим себе, ребята прыгают, смеются, стучат ногами, издают немыслимые звуки, строят гримасы, жестикулируют, подражают друг другу и совершают много такого, что никогда не делают вместе со взрослым.

Большинство контактов совершается в ситуациях действий с предметами. Предметы и объединяют, и разводят в разные стороны. В руках другого они имеют магическое действие. Немедленно хочется получить такие же. Зачастую интерес к предмету перекрывает интерес к партнеру, и тогда возникают игры типа «Не вместе, но рядом».

Вместе с тем игра может приобрести и символический характер. Дошкольники проводят немало времени возле какой-нибудь невзрачной палочки, которая попеременно становится то «собачкой», то «самолетом», то еще чем-нибудь. Интересные занятия объединяют детей и создают основу для длительных и устойчивых контактов.

Однако ни постоянства, ни подлинной устойчивости эти взаимодействия еще не имеют. Контакты, как правило, быстро разрушаются, образуются новые, и всем им свойственно одно: ребята по-настоящему не слышат и не видят друг друга, на вопросы чаще всего не отвечают, не дают высказаться, перебивают, игнорируют просьбы и вообще не согласуют свои действия. Решается одна задача: продемонстрировать свои возможности другому. «Смотри, как я делаю» — вот, что чаще всего можно услышать. Нет сопереживания, взаимопонимания, и ребята легко соскальзывают на негативные эмоциональные проявления. Вот почему важно не только дать им возможность подвигаться, но и обязательно занять интересным делом.

Особенность взаимодействия в этом возрастном периоде в том, что общение всегда вплетено в предметные действия, в игру, в контакты, которые и заслоняют личность партнера. Ребенок видит в нем только себя. Как правило, дети ничего не могут сообщить о своем товарище, с которым так интересно было играть. Самым важным на этом этапе жизни является не столько другой ребенок, а то, что с ним можно делать. Отсюда становится понятным, почему самые активные, эмоциональные и деятельные дошкольники всегда в центре внимания сверстников.

Педагогу, организовывая действия детей, следует предупреждать возможные конфликты, учить ребенка видеть в другом личность, т. е. обращать внимание на достоинства товарищей: ведь основа отношения к другому как к личности кроется в оценочном характере человеческих контактов.

Как развивается общение детей от 2 до 4 летВ возрасте от 2 до 4 лет дети полностью перенимают все оценки взрослых и переносят их на своих партнеров-ровесников. Если педагог оценивает воспитанника за его личностные качества («Молодец, Юля: сама убрала все игрушки; видно, что Юля аккуратная девочка»), то и вся группа, рассказывая о ней, будет сообщать то положительное, что узнала от авторитетного взрослого.

Но если воспитатель в присутствии всех детей отчитывает кого-либо, то с таким «плохим» и играть станут меньше. В обществе детей следует воздерживаться от замечаний даже в адрес самых неуправляемых, лучше высказать свое недовольство ребенку с глазу на глаз. И еще: каждый воспитанник должен получить положительную оценку педагога в присутствии всей группы.

Дошкольников следует готовить к личностному общению. Для этого педагог постоянно вызывает у них интерес к сверстникам («Пойди посмотри, где Вася и что он делает»). Как правило, ребенок, получивший такое задание, моментально срывается с места, даже не дослушав до конца. Если проследить за его действиями, можно увидеть, что, не дойдя до нужного ребенка, он возвращается назад и всем своим видом выражает радость от исполненного поручения. Некоторые дети, добежав до искомого Васи и не взглянув на него, возвращаются с тем же. Но встречаются и такие, которым задание покажется настолько непонятным, что они на него и не откликнутся.

Такой же трудной является для детей просьба: «Посмотри: кто сегодня у нас в группе грустный? Кто веселый? Скажи: Лена веселая или грустная? А Алеша?» Такие индивидуальные задания проводятся с 3-4 детьми.

О сверстниках можно читать книжки, самим составлять рассказы о их положительных поступках.


Чтобы не забыть вернуться, можно добавить ссылку на страницу
"Как развивается общение детей от 2 до 4 лет" в любимый сервис:

Имя: (Обязательно)

eMail: (Обязательно, не публикуется)

Отзыв: