Кинозал МАЛЫШКА

Девчонкам и мальчишкам

Ребенок и другие дети

Что дает общение с другими детьми ребенку? Как оно возникает и развивается? В чем своеобразие этих контактов? Как и чем они отличаются от общения со взрослыми людьми?

На протяжении дошкольного детства развиваются два вида общения – со взрослыми и сверстниками. Между ними устанавливается самая тесная связь. Однако если взрослый выступает в роли старшего товарища, который учит познавать такой интересный окружающий мир, то контакт с ровесниками полон удивительного взаимодействия, раскованности, безудержного веселья, многочисленных действий, бесконечных движений, которых одному не совершить. Со сверстником малышу легче сравниться, с ним он может конкурировать, утверждать себя, вступать в бесконечные контакты и заодно овладевать очень важным умением – сотрудничать с другими людьми.

Вместе с тем эти виды общения развиваются не одновременно: общение со взрослым появляется в первые месяцы, а со сверстниками только на третьем году жизни. Но от первой формы существенно зависит вторая. Ребенок, который не научился общению со взрослыми, и после 3 лет пассивен в контактах с детьми.

В свою очередь развитие общения со взрослым не единственное условие. Не менее важно, когда педагог или родители постоянно руководят общением детей. Малыш, как бы он ни был увлечен игрой, всегда держит его в поле зрения. Если же совместную деятельность детей организует сам воспитатель, то контакт с ним осуществляется постоянно: к нему дети обращаются за советом, за помощью, за поддержкой, от него ждут справедливого разрешения конфликта.

Ребенок и другие детиС чего начинается общение детей? У малышей интерес к детям отчетливо проявляется уже на первом году жизни. Ребенок может сосредоточенно рассматривать другого, заглядывать ему в глаза, захватывать руку, касаться лица, головы. Но один интерес еще не означает, что произошло общение: ведь малышу ничего не стоит постучать партнеру погремушкой по голове, потянуть его одежду – короче, причинить массу физических неудобств. В раннем возрасте дети не замечают эмоциональных реакций своих сверстников и сами не пытаются воздействовать на них эмоционально.

В первые годы жизни роль взрослого сводится к тому, чтобы помочь им выделить субъективные (т. е. исключительно человеческие, а не предметные) черты другого ребенка. Внимание взрослого к малышу, ласковое отношение к нему – один из примеров установления личностного контакта, возникновения положительной направленности друг на друга.

Это можно сделать, если постоянно обращаться к каждому малышу по имени и не упускать возможности выделить его среди других, продемонстрировать всем его особенности: «Вот какой у нас хороший Вовочка: он сам держит ложку, молодец!» или «Какие у Галочки хорошие глазки, носик, волосики! Какая у нас Галочка красивая!» и т. д.

Если разница в возрасте между детьми невелика, то воспитатель должен вызывать интерес не только к самому маленькому, но и к тому, который, являясь старшим, сам едва стоит на ногах.
Следует обязательно помнить, что настоящее общение между детьми второго года жизни еще невозможно, а невнимание к каждому рождает протест и недовольство.
Полезны совместные игры – взрослый и несколько малышей (вместе можно нанизывать кольца пирамидки, катать друг другу машинку, строить башню и т. д.). Центр притяжения в этой ситуации – он, взрослый.


Чтобы не забыть вернуться, можно добавить ссылку на страницу
"Ребенок и другие дети" в любимый сервис:

Имя: (Обязательно)

eMail: (Обязательно, не публикуется)

Отзыв: