Вне зависимости от типа подвижного состава, обязанность по его загрузке лежит на грузоотправителе. При погрузке недопустимо перемещение груза над кабиной. Водителю запрещается находиться в кабине во время погрузки. При загрузке учитывается допустимый объем шапки груза – его объема над бортами. При определении объема шапки принимается во внимание форма и объема кузова, его ширина и угол естественного откоса в движении. Погрузка осуществляется до полного использования либо грузоподъемности, либо вместимости плюс «шапка». Время погрузки автомобиля зависит от продолжительности цикла экскаватора, количества ковшей, необходимых для полной загрузки автомобиля.
Для сокращения времени погрузки желательно добиться кратности вместимости ковша грузоподъемности. Ориентировочно для автосамосвалов время простоя под погрузкой (разгрузкой) устанавливается из расчета 1 минуты на каждую тонну. Это время увеличивается до трех раз при погрузке (разгрузке) вязких грузов (строительный раствор, глина, бетон, навоз).
Вес груза в ковше за один цикл не должен превышать 1/3 грузоподъемности транспортного средства. Ковш должен находиться на высоте не более 1 м от днища кузова автомобиля (для уменьшения динамической нагрузки на шасси при ссыпании груза). Допускается только механизированная погрузка навалочных и насыпных грузов. Рекомендуется соблюдать следующие соотношения между грузоподъемностью ковша и автомобиля:
- мягкий грунт – 3
- смерзшийся или тяжелый грунт – 4
- скальный грунт – 5.
При разгрузке ковша вместимости большей, чем 1/3 объема кузова, рама автомобиля, его рессоры и шины испытывают существенную нагрузку, которая приводит к ускоренному износу и даже поломке рам и рессор. На практике не всегда удается добиться кратности числа ковшей грузовместимости кузова, что приводит либо к недоиспользованию грузоподъемности, либо к ее превышению.
Время маневрирования подвижного состава на погрузо-разгрузочной площадке зависит от взаиморасположения экскаватора и автомобиля, организации движения автомобилей (сквозное или тупиковое, в последнем случае автомобиль подается к месту погрузки задним ходом). Расположение экскаватора определяется ходом земляных работ. Он может находиться с транспортным средством на одном уровне, выше или ниже.
Для повышения производительности подвижного состава и погрузчика (экскаватора) составляется график их совместной работы, определяется порядок смены автомобилей у экскаватора. Водителей необходимо заранее предупредить о состоянии подъездных путей, организации движения в пунктах погрузки, ознакомить с схемой работы экскаваторов.
Грузополучатель обязан очистить кузов автомобиля от остатков груза после выгрузки (допускается по договору перевозки или организации перевозки, чтобы такой очисткой занимался перевозчик). Кузов подлежит очистке грузоотправителем, если перевозчик по договору перевозки (организации перевозки) освобожден от обязанности сдавать груз (перевозка грунта в отвал, снега и прочих навалочных и насыпных грузов, по которым не ведется складского учета).
Чтобы грунт не прилипал к днищу, кузов перед загрузкой посыпается шлаком, золой, опилками, известью, мелким песком, поваренной солью и т.п., либо опрыскивают соляным раствором. В холодное время года при низких температурах (до – 20 градусов) кузов может обмазываться раствором хлористого кальция, который хорошо пристает к металлу и быстро твердеет при низких температурах. Последнее обеспечивает достаточно хорошее скольжение грунта при разгрузке, полную очистку кузова.
Перевозчик с грузоотправителем совместно в договоре перевозки (организации перевозки) устанавливают порядок оповещения водителя о подаче автомобиля под погрузку, способы обозначения места его постановки под погрузку. Прием навалочных и насыпных грузов у отправителя и их сдача получателю при наличии автомобильных весов осуществляется перевозчиком по весу. При отсутствии таковых весов – по соглашению между перевозчиком и грузоотправителем расчетным путем, по обмер и объемному весу или условно.
Сдача навалочных и насыпных грузов получателю, если они прибыли в исправном подвижном составе, без признаков недостачи, осуществляется перевозчиком без проверки веса, если автомобильных весов нет. При перевозках навалом или насыпью грузов нетоварного характера (грунта в отвал, снега) перевозчик по условию договора может быть избавлен от обязанности сдавать груз получателю. Перевозка однородного груза от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя оформляется одной товарно-транспортной накладной, одним актом взвешивания или замера.
Похожие публикации
Чтобы не забыть вернуться, можно добавить ссылку на страницу "Погрузка-разгрузка навалочных грузов" в любимый сервис:
- Категория: Литература
- Оставить отзыв!